Как узаконить деятельность местных ячеек общественных организаций

Согласно ст. 9 Закона Украины «Об объединении граждан», объединения граждан Украины образуются и действуют с всеукраинским, местным и международным статусом. Таким образом, всеукраинская общественная организация обязана иметь местные ячейки в большинстве областей. Общественные организации с местным и международным статусом также имеют право иметь местные (городские, районные и т.п.) очаги, однако это не является обязательным требованием к ним.

Эта статья посвящена освещению таких вопросов: каким образом должны регистрироваться местные ячейки общественных организаций, в чем заключается их особый статус в качестве обособленных структурных подразделений юридических лиц и могут ли они быть самостоятельными юридическими лицами.Поскольку действующее законодательство не содержит прямого ответа на этот вопрос (ни разрешения, ни запрета), при решении его рекомендуется руководствоваться следующим.

Согласно ст. 11 ЗУ «Про объединения граждан» учредителями объединений граждан могут быть граждане Украины. Основателями союзов объединений граждан являются объединения граждан. Согласно ст. 12 ЗУ «Про объединения граждан» в деятельности общественных организаций в случаях, предусмотренных их уставами, могут принимать участие коллективные члены. Таким образом, учредителями объединений граждан могут быть исключительно граждане, а не юридические лица. Основателями союзов объединений граждан могут быть объединения граждан. В деятельности любых объединений граждан могут принимать участие коллективные члены. При этом закон различает понятия «местная организация» и «коллективный член».

Согласно ст. 14 ЗУ «Про объединения граждан» легализация (официальное признание) объединений граждан является обязательной и осуществляется путем их регистрации или сообщение об учреждении. Деятельность объединений граждан, которые не легализованы или принудительно распущены по решению суда, является противозаконной. В случае регистрации объединения граждан приобретает статус юридического лица. Политические партии и международные общественные организации подлежат обязательной регистрации Министерством юстиции Украины. Легализация общественной организации осуществляется соответственно Министерством юстиции Украины, местными органами государственной исполнительной власти, исполнительными комитетами сельских, поселковых, городских Советов народных депутатов.

Легализация или государственная регистрация?

Таким образом, ЗУ «Про объединения граждан» предусматривает два вида узаконивание деятельности объединений граждан – легализация и государственная регистрация. В случае государственной регистрации объединения граждан приобретает статус юридического лица и на нее распространяются все соответствующие правовые нормы с учетом особенностей, установленных законодательством для объединений граждан.

Местными органами государственной исполнительной власти, исполнительным комитетом сельского, поселкового, городского Совета народных депутатов регистрируются в обязательном порядке местные ячейки зарегистрированных всеукраинских и международных объединений граждан, если такая регистрация предусмотрена уставными документами этих объединений. Таким образом, в случае, если уставом объединения граждан предусмотрена регистрация его местных ячеек, такая регистрация должна осуществляться местными органами государственной исполнительной власти, исполнительным комитетом сельского, поселкового, городского Совета народных депутатов.

Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей» распространяет свое действие на государственную регистрацию всех юридических лиц независимо от организационно-правовой формы, формы собственности и подчинения, а также физических лиц – предпринимателей. Согласно ст. 1 ЗУ «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей» объединения граждан, благотворительные организации, политические партии, другие учреждения и организации, для которых законом установлены особенности государственной регистрации, получают статус юридического лица только с момента их государственной регистрации в порядке , Установленном этим Законом. Согласно ст. 4 этого Закона государственная регистрация юридических лиц и физических лиц-предпринимателей – это засвидетельствование факта создания или прекращения юридического лица, засвидетельствование факта приобретения или лишения статуса предпринимателя физическим лицом, а также совершение других регистрационных действий, которые предусмотрены настоящим Законом, путем внесения соответствующих записей в Единый государственного реестра. Обособленные подразделения юридического лица не подлежат государственной регистрации. Статья 95 Гражданского кодекса (далее – ГК) предусматривает, что филиалы и представительства юридического лица не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом юридического лица, что их создала, и действуют на основании утвержденного ею положения. Сведения о филиалах и представительства юридического лица включаются в единый государственный реестр.

ВАСУ рекомендует

Что касается рекомендательных источников Высший арбитражный суд Украины в письме N 01-8/500 от 30.12.97 «О Законе Украины« Про объединения граждан »заметил, что согласно ч. 6 ст. 14 Закона местные органы государственной исполнительной власти, исполнительные комитеты сельских, поселковых, городских советов регистрируют в обязательном порядке местные ячейки зарегистрированных всеукраинских и международных объединений граждан при условии, если такая регистрация предусмотрена уставными документами этих объединений.

В случае регистрации местных ячеек они не приобретают статуса юридического лица, и поэтому споры с их участием подведомственны арбитражному суду лишь при условии, если уставом объединения граждан местному отделению предоставлено право осуществлять в арбитражном суде полномочия стороны по делу. При этом следует иметь в виду, что стороной по делу является общественное объединение, от имени которого действует местное отделение. В таких случаях подсудность спора определяется по месту нахождением такого очага.

Разъяснение президиума Высшего арбитражного суда Украины от 28.07.1994 № 02-5/492 «Об участии в судебном процессе обособленных подразделений юридических лиц» указывает, что согласно действующего законодательства, в частности Законов Украины «О предприятиях в Украине», «О хозяйственных обществах »,« О банках и банковской деятельности », юридические лица для осуществления своих функций имеют право создавать филиалы, представительства, отделения и другие видособлени подразделения, которые не являются юридическими лицами.

Вывод неоднозначный

Вывод, который можно сделать на основании изложенного, является неоднозначным. Если толковать законодательство буквально, то местные ячейки общественных организаций не могут регистрироваться как отдельные юридические лица. С другой стороны, ст. 14 Закона «Об объединении граждан» может быть истолковано и как специальная норма, позволяющая государственную регистрацию местных ячеек объединений граждан как юридических лиц. Объяснением этого может быть то, что общественная организация образуется именно ее ячейками, в то время как филиалы и представительства не образуют предпринимательские общества и имеют отличную юридическую природу. Поскольку очаги многих общественных организаций регистрируются и действуют как юридические лица, можно сделать вывод, что на практике предпочтение отдается другому толкованию.

По мнению автора, с учетом письма Высшего арбитражного суда Украины N 01-8/500 от 30.12.97 «О Законе Украины« Про объединения граждан », для того, чтобы обеспечить максимальное соблюдение законодательства и обезопасить себя во время судебных споров, общественным организациям, кроме союзов объединений граждан, желательно не регистрировать местные ячейки как юридических лиц, а юридических лиц – другие объединения граждан или трудовые коллективы предприятий, учреждений, организаций – принимать как коллективных членов.